Вы знакомы с треугольником Карпмана? Эта психологическая модель описывает три привычные роли, которые люди часто занимают в различных ситуациях: агрессор — жертва — спасатель.
Если кратко, жертва, не желающая брать на себя ответственность, подсознательно ищет доминирующего агрессора, а «на помощь» ей приходит спасатель.
В своё время я побывала во всех трёх состояниях и готова дать вам небольшое резюме.
Спасатель – приятная, но неочевидная роль. Мне казалось, что я самый благородный в мире человек. На самом деле я потакала слабостям жертвы, при этом абсолютно не помогая ей.
Агрессор зачастую чувствует себя жертвой, которой нужно защищаться. Я думала, что давлением оберегаю свои границы. В действительности нужно было просто сказать: «Твои действия причиняют мне боль». А потом решить вопрос.
Жертва. В этой роли было как никогда весело, но АДСКИ больно. Я считаю эту позицию самой разрушающей и деструктивной. Как в неё попала – для меня загадка до сих пор.
Не стремлюсь перекладываться вину, просто делюсь наблюдением: без спасателей (только жертва-агрессор) такие треугольники долго бы не выдержали.
Фокус в том, что с одной стороны на жертву нападают, а с другой – убеждают, что так и нужно, всё в порядке, а вообще, она и сама виновата в сложившейся ситуации! Ничего не понимающая жертва может надолго «зависнуть» в таком состоянии, если не возьмёт на себя смелость разорвать этот треугольник.
От этой роли я избавилась быстрее, чем от остальных, и смогла даже выделить несколько плюсов:
➕ Теперь я чувствую (именно чувствую) обман за 1000 км: интуиция развилась на «Ура»!
➕ Негативный опыт – не гарантия того, что больше я не попаду в подобную ситуацию, но он помогает мне быстро осознать, что я впадаю в состояние жертвы, и проработать этот момент.
➕ Научилась говорить о том, что меня не устраивает. При несовпадении интересов или явном обмане – спокойно прерывать общение.
В общем, было интересно и полезно, но больше в этот треугольник попадать не хочу от слова «совсем».
А вы замечали, что играли подобные роли?