Драматичный заход. Трое музыкантов, игравших на похоронах, умерли. Умерли от паралича мышц, который вызвали съеденные во время поминального обеда колбаски. Стояла середина 19-го века, про ботулизм ещё никто не знал. Первые его симптомы описал немец Юстинус Кёрнер — по легенде, он присутствовал на похоронах и видел всё: и музыкантов, и поминальный обед, и колбаски. Примерно так начинается история ботокса, инъекции которого прозвали «уколами красоты». Onliner рассказал, как яд стал косметическим препаратом.
По части смертельного отравления консервами и колбасой с середины 19-го века поменялось немногое. То есть случаи наблюдаются и сейчас. Именно они позволили обнаружить бактерию clostridium botulinum, вызывающую мышечный паралич, а затем придумать, как с ней подружиться. Процесс начался в том же 19-м веке. Только на этот раз ближе к его концу. Шёл 1885 год, профессор микробиологии из Бельгии Эмиль ван Эрменгем придумал слово botulinum. Мотивация простая. На латинском слово «колбаска» звучит как botulus.
Закрепляем. Ботулизм — инфекция, развивающаяся под воздействием ботулотоксина. А ботулотоксин — органический смертоносный яд, который может быть использован в качестве биологического оружия.
Считается, что один грамм кристаллизованного вещества вполне способен убить 1 млн человек. Ещё одна порция печальных расчётов: 4 кг токсина, распространенного в воздушной среде, хватит для уничтожения всего человечества. Оттого Центр контроля и профилактики заболеваний США сразу начинает серьёзное разбирательство при исчезновении даже микроскопической дозы ботулотоксина.
Именно из него и производится ботокс, к созданию которого причастны двое учёных. Эд Шанц и Алан Скотт подошли к открытию с совершенно разных сторон. Первый в рамках программы биологического оружия США занимался очисткой ботулинтоксина. Второй был офтальмологом и с 1960-х искал средство для лечения людей с косоглазием.
В итоге Шанц узнал о существовании Скотта и через коллег вышел на него. Мужчины обошлись без ревности и живо заинтересовались наработками друг друга. Добрый Шанц отправил своему новому товарищу посылку по обычной почте. Из средств защиты — только простенькая металлическая туба. К счастью для всех нас, посылка дошла до адресата без повреждений.
Скотт назвал доработанное вещество Oculinum. Его как медицинский препарат против косоглазия и блефароспазма признали в 1989 году. В 1991-м компания Allergan получила лицензию от Скотта, затем выкупив права на производство. А в 1992-м переименовала препарат в Botox. В общем, история как с Xerox или Pampers. Название стало нарицательным.
Что до косметических свойств ботокса, они, естественно, были обнаружены случайно. Всё произошло в конце 80-х. Пациентка офтальмолога Джейн Каррутерс лечила свой блефароспазм. Это неприятная хворь, которая вызывает непроизвольное сокращение круговой мышцы глаза, приводящее к стойкому спазматическому смыканию век.
Ботокс снял основные симптомы, но пациентка запросила новые инъекции. Справедливый вопрос «Зачем?» парировала высокопарной фразой: «Благодаря уколам выражение моего лица стало более безмятежным». И, надо сказать, доктор также отметила, насколько моложе начало выглядеть лицо женщины.
Доктор Каррутерс поделилась наблюдениями c мужем Алайстером. Тот был главным в отделении дерматологии одного канадского университета. Мужчина решил развернуть полномасштабное исследование для изучения возможности использования ботокса в косметологии.
Супруги Каррутерс опубликовали первые положительные результаты в 1990-м. Из текста выходило, что якобы побочка ботокса высокоэффективна в борьбе с морщинами. И пусть официальное косметологическое одобрение препарата случилось лишь в 2002-м, весть об омолаживающих свойствах сделала его суперпопулярным. Врачи без проблем использовали ботокс больше десяти лет не только по прямому назначению.
И, собственно, продолжают.